Мусатов Владимир Сергеевич

home
home
map
map
mail
mail
link
link
 
 
 
 
  Мусатов Владимир Сергеевич  
Мусатов Владимир Сергеевич
МУСАТОВ Владимир Сергеевич
Родился 16 февраля 1939 года
в селе Алексеевке, Ленинского района
Целиноградской Области.
Заслуженный тренер РСФСР

Мастер спорта СССР
по вольной борьбе и по борьбе самбо

Лауреат 5 Всероссийского конкурса международных бальных танцев
биография
выступление по телевидению
танцевальная деятельность
Заслуженный тренер РСФСР

Создавал и возглавлял школу борьбы самбо и дзюдо в г.Озерске с 1961 по 1993 годы. Чемпион Cпapтaкиaды Ленинграда в личных соревнованиях по вольной борьбе 1959-го года, Чемпион спартакиады РСФСР 1965 года по борьбе самбо. Многократный чемпион ЦС ФИС Труд-2 по классической вольной борьбе и борьбе самбо. Возглавлял сборные команды обществ, Труд-2 по борьбе самбо и дзюдо в период с 1965 по 1981 годы. Принимал участие в подготовке сборных команд СССР по дзюдо, чемпионату Европы 1971 года, чемпионату Европы 1972 года. Участвовал в подготовке Олимпийской сборной команды СССР по дзюдо к ХХ-м Олимпийским Играм в 1972 году.

 
Биография
 
Мусатов Владимир Сергеевич, основатель Озерской школы борьбы самбо и дзюдо родился 16 февраля 1939 года в селе Алексеевке, Ленинского района Целиноградской Области. Учился в школе № 160 и школе №15 г. Щучинска.
Участвуя в Спартакиадах школьников Карагандинской ж.д. был чемпионом по гимнистике, метанию диска, толканию ядра. Участвовал в двух Всесоюзных Спартакиадах школьников общества «Локомотив» за сборные команды Карагандинской железной дороги. В июле 1954 года в Москве, в июле, 1956 года в Ленинграде.
В 1956 году закончил среднюю школу №15 и в этом же году после Всесоюзной спартакиады школьников остался в г.Ленинграде и поступил в Ленинградский институт физической культуры им П.Ф.Лесгафта по специализации гимнастики.
В 1957 году в составе лучших гимнастов института физкультуры принимал участие в показательных гимнастических выступлениях на 7-м Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве. Гимнасты выступали с исключительно сложной программой на высотных снарядах, брусьях высотой З м. 20 см. и перекладине высотой 5м. Выступление проходило на открытии и закрытии фестиваля на стадионе в Лужниках.
В 1958 году в составе Ленинградской делегации гимнастов выступал на открытии и закрыии первенства мира по гимнастике в Москве. Гимнасты демонстрировали вольные гимнастические композиции и парную акробатику с девушками.
На втором курсе сменил специализацию и начал тренироваться и выступать по вольной борьбе, за один сезон выполнил первый разряд и выиграл первенство профсоюзных обществ Ленинграда по вольной борьбе.
В мае 1959 года завоевал первое место на Спартакиаде Ленинграда по вольной борьбе в личных соревнованиях. Дважды участвовал во Всесоюзных спартакиадах спортивных Вузов по вольной борьбе в составе сборной команды института физкультуры. Дважды участвовал во Всесоюзных чемпионатах общества Буревестник в составе сборной команды Ленинградского общества Буревестник.
В 1961 году закончил институт и по направлению уехал в город Озерск.    Прибыл в город Озерск вместе с женой 5-го сентября 1961 года и приступил к работе инструктором-тренером в городском спорткомитете. Отвечал в целом за развитие классической и вольной борьбы в городе. Продолжал лично сам участвовать в соревнованиях.
В 1962 году, чемпион ЦСФиС, общества Минатома г. Днепродзержинск, 6-ое место на чемпионате РСФСР г. Калининград, 8-ое на чемпионате СССР г. Ленинграде. Выполнил звание мастера спорта СССР по вольной борьбе. Звание присвоено 22 апреля 1963 года, удостоверение №30949.
В 1963-1964 годах дважды чемпион Всесоюзного турнира на приз Салавата Юлаева по вольной борьбе. Сборная команда Челябинской области, состоит из Озерских борцов и дважды завоевывает под его руководством кубок турнира.
В 1964 году школа борьбы, которую он создал, переходит на развитие борьбы самбо. В 1965 году В.С.Мусатов стал чемпионом ЦС ФиС Минатома, чемпионом Спартакиады Профсоюзов РСФСР по самбо, участвовал в чемпионате СССР по самбо и выполнил звание мастера спорта СССР по самбо. Звание присвоено 23 декабря 1967 года, удостоверение № 62063.
В 1967 году выиграл чемпионат области, чемпионат ЦС ФИС и последний раз выступил на чемпионате СССР по самбо в г.Новосибирске. Закончив выступления в большом спорте в 1968 году, полностью сосредоточился на тренерской работе, так как два его юных воспитанника: Попов Валентин и Двойников Валерий, вошли в сборную юношескую команду СССР, завоевав соответственно второе и первое место на первенстве СССР 1968 года.
Заслуженный тренер РСФСР
За подготовку чемпионов и призеров первенств и чемпионатов СССР, мастеров спорта СССР Попова В.Н., Тимшина В.М., Чуракова В., Аверина В., Долгих В., Гладышева Е., Ходырева, мастера спорта международного класса Комарова Александра, заслуженного мастера спорта СССР, чемпиона СССР, ЕВРОПЫ, МИРА, серебряного призера ОЛИМПИЙСКИХ ИГР 1976 года в Монреале - Двойникова Валерия, присвоено звание «Заслуженный тренер РСФСР» удостоверение №2350 от 27.02.1980 года.
Жизнь отданная жителям атомного Озерска
 
В 1961 году закончив институт физкультуры, я кандидат в сборную Ленинграда по вольной борьбе, у которого в Ленинграде уже есть работа, жилплощадь, тренеры - чемпионы СССР, уезжаю по направлению в г.Озерск, захлопнув для себя окно в Европу, в г.Ленинграде это окно было рядом.
  Озерск  
Озерск, 60-е годы
Я часто и много раз сожалел о потерянных личных перспективах, потому как по приезде в Озерск мне объяснили, за границу тебе отсюда в ближайшие 6-8 лет хода нет. Какова же стратегия? Что делать? Я решил создать Школу борьбы, которая станет известной в Советском Союзе, Европе, Мире. Однако мечта стать чемпионом Мира, Олимпийских Игр не покидала меня до 1968 года.
Итак, приступим к формированию школы сказал я себе: 1-я задача: профильтровать всю рабочую молодежь, заводы, стройку, воинские части, создать мощный фундамент школы, выделить наиболее способных для конкуренции в области, обществе Минатома, РСФСР, молодых людей, подготовить мастеров спорта чемпионов, самому естественно быть лидером, пытаться войти в сборную команду СССР.
Уже на первой тренировке 5-го сентября 1961 года в зале борьбы не продохнуть.
Рядом со мной ребята по классической борьбе: Виктор Колясников, Гурам Маргания, Александр Годовиков, Владимир Коровин, Вячеслав Осия, Александр Рачков и масса новичков физически крепких, желающих заниматься борьбой.
Каждую последующую тренировку вливаются все новые и новые имена, через два месяца колонна которую я вел за собой на параде 7-го Ноября состояла из 60 взрослых борцов классического и вольного стиля.
Лично я тренируюсь ежедневно и утром и вечером со мной рядом Гурам Маргания, я использую самые современные методы тренировки, которые в Челябинске начали применять лишь через 10 лет. Результат поверг в шок многих тренеров области.
Всего через 4 месяца Гурам Маргания блистательно выигрывает чемпионат Области, его коронные броски, которые я наполнил, потрясающей взрывной энергией, не дали шансов ни одному из соперников.
Вслед за Гурамом, через две недели уже я выступаю на отборочных прикидках в сборную области по вольной борьбе.
Это была обыкновенная мясорубка. Рассказ из моей книги "Всплески ярости"об этой мясорубке называется "жесткий отбор", вначале он так и назывался "Мясорубка".
Я победил подряд в течении 40 минут пятерых соперников разного веса, т.е. практически я победил в абсолюте всю сборную Челябинской области. Единственным борцом, с которым я не встретился Юсупов, весивший более сотни кг., потому как он был судьей моих схваток и как он не старался помешать мне, я выиграл все схватки.
Я был учеником и партнером чемпионов и призеров СССР Замятина, Колесника, Тинкова, Албула, Иваницкого, мне были известны секреты многих чемпионов СССР и Мира, и у меня не оказалось достойных соперников в Челябинской области по вольной борьбе. Через 8 месяцев мы уже бьемся на Всесоюзном чемпионате нашего Общества Минатома по Классической борьбе.
1962 год. Мы потеряли борца в весе 52 кг. уже на взвешивании, он не смог согнать вес, в результате, получив в его весе последнее место и два штрафных очка, мы вылетели из шестерки сильнейших команд, а классическая борьба в обществе была на самом высоком уровне.
Однако ярче нашего Гурама Моргании не было борца на чемпионате, он стал чемпионом и выполнил звание мастера спорта СССР. Первый мастер спорта подготовлен за 8 месяцев. Этим парнем я восхищаюсь по сей день. Почему он не стал чемпионом СССР? Он уехал на родину в Грузию.
В 1962 году я принимаю верное решение, призвать в город брата, который учится в ГДОИФК в группе штангистов, а я, зная его характер, хочу, чтобы он стал борцом. Он переводиться на заочное отделение и приезжает в город.
  Мусатов Владимир Сергеевич  
Владимир Мусатов
Я одновременно тренирую брата и помогаю ему в учебе, но у меня теперь есть верный соратник.
На 37 заводе я нахожу уникального парня Валерия Дегтярева, он похож на моего брата, оба не признают никаких авторитетов и ругают себя после любого проигрыша, но к мастерству под моим руководством идут семимильными шагами.
Мастер спорта СССР
В том же 1962 году я в Калининграде выступаю в чемпионате РСФСР по вольной борьбе и единственный из Челябинской области борец вхожу в шестерку сильнейших, выиграв пять схваток. Выигрываю Всесоюзный чемпионат общества Минатома и выполняю звание мастера спорта СССР по вольной борьбе. В Ленинграде участвую в чемпионате СССР по вольной борьбе, получаю тяжелую травму, занимаю 8-е место.
Уже в 1963-64 годах наша сборная по вольной борьбе представляет грозную силу. Мастера спорта СССР: Владимир Мусатов, Гурам Маргания, Мартык Агабабян, А.Кибиев, перспективные перворазрядники Николай Мусатов, Валерий Дегтярев, Вячеслав Осия, Виктор Колясников.
Эта команда выступает за честь Челябинской области во Всесоюзном турнире на приз героя Башкирского народа Салавата Юлаева и дважды выигрывает главный приз, который навсегда остается в областном комитете. Я был старшим тренером области по вольной борьбе и дважды чемпионом этого турнира.
Я выступаю и одновременно я решаю вторую задачу: под прикрытием взрослой сборной формирую юное поколение борцов, которые должны вывести нашу школу на Международную арену. Тестирую всех юношей, выделяю самых талантливых и беру их под особый контроль. В этой группе будущее нашей школы: Тимшин, Двойников, Попов, Нилов, Самохвалов, Ившин, Романов. Я никому не доверяю планирование тренировочной работы с этим золотым фондом, вся школа работает по планам которые разработаны мною. Планы остаются актуальными по сей день, более того многое утрачено и требует восстановления.
1964 год школа делает резкий поворот в сторону борьбы самбо, так как в обществе Минатома развитие самбо на более высоком уровне. В области мы вступаем в жесткую конкуренцию со сборной командой огромного Челябинска, мы подавляем челябинских мастеров. Братья Мусатовы, Мартык Агабабян, Валерий Дегтярев, Ниль Губайдуллин, Владимир Асабин, Гурам Маргания, Геннадий Белянкин, Борис Кривенко, Виктор кочерга, Валерий Тимшин, Валерий Двойников, Валентин Попов, Рафаил Гайнутдинов не уступают челябинским мастерам вплоть до 1973 года.
Они все станут мастерами спорта СССР, некоторые дважды, потому что мы одновременно выступали по Олимпийскому дзюдо.
Мы врубаемся в самбо и дзюдо, имея великолепную подготовку в вольной борьбе. Уже в 1965 году я, мой брат Николай, Дегтярев Валерий, входят в сборную команду Общества Минатома и готовятся участвовать в Спартакиаде России. Команду доверено готовить мне и москвичу Игорю Романовскому.
Мы с блеском выигрываем Спартакиаду РСФСР, у меня в команде 4 чемпиона, в том числе я и Николай. Второе место занимает Дегтярев, однако уже на параде награждения, чиновник из общества Труд добивается дисквалификации моего брата, за его участие в 1964 году в соревнованиях общества Буревестник. Мы передвинуты на второе место. Это был жестокий удар по самолюбию Николая.
Я вхожу в сборную команду России и тренируюсь с лучшими самбистами и дзюдоистами России, общаюсь с основателями самбо и дзюдо в России Харлампиевым, Туриным, Чумаковым, Андреевым призерами Олимпийских Игр 1964 года в Токио, Степановым, Боголюбовым, чемпионами СССР Европы и Мира. Покатаевым, Дарашкевичем, Лукичевым, большинством лучших самбистов города Москвы.
Осенью 1965 года я участвую в чемпионате СССР в г.Свердловске где встречаюсь с призером Олимпийских Игр по дзюдо Ароном Боголюбовым. Главный судья спасает Олимпийского призера от поражения, ликвидирует решение тройки судей, оценивших мой победный бросок. При ничейном результате Боголюбову присуждают победу по меньшему на 50 граммов весу. Я боролся и одновременно, как тренер отвечал за выступление самбистов нашего общества. Лично меня в этой схватке поддержать было некому. Некому было написать протест.
Слабым утешением для меня служило то, что я выполнил второе звание мастера спорта СССР, но теперь уже по самбо.
В 1966 году выполняют звание мастеров спорта СССР сразу три моих ученика Николай Мусатов, ему уже 29 лет, Валерий Дегтярев и Владимир Асабин. В 1967 году им звание присваивают.
Мы боремся и готовим смену, неудержимо идет вперед мой юношеский экспресс. На сайте я объясняю причину успешной подготовки юношей, мы тренировались 6 раз в неделю до школьных занятий и 4 раза в дневное время, всего 10 тренировочных занятий. Такой режим тренировок выдерживался за счет разнонаправленности решаемых задач на каждой тренировке в недельном цикле, юноши не переутомляли нервную систему монотонными тренировками, они были интересны и разнообразны.
В 1967 году последний раз выступают на Всесоюзном первенстве ЦС ФИС братья Владимир и Николай Мусатовы, становятся чемпионами. Последний раз участвуют в чемпионате СССР по самбо в г.Новосибирске. Последний раз становятся чемпионами области в г.Челябинске.
  Мусатов Николай Сергеевич  
Николай Мусатов
Я прекращаю выступать, осознавая, что нужно все силы бросить на подготовку юношей. Коля получает травму, лежит в Москве в ЦИТО, но после ремонта разрушенного коленного сустава бороться не в состоянии.
Я четко тестировал юношей и выделял таланты, все силы были направлены на завоевание первенства в нашем обществе, в области мы были в лидерах. Все силы брошены на юношескую команду.
В 1967 году в г.Обнинске наша команда юношей под моим руководством во Всесоюзном первенстве общества занимает второе место, обойдя сильнейшие команды МИФИ, "Прометея", уступив Таллиннской команде "Двигатель". Нилов Николай, Попов Валентин, чемпионы, Двойников Валерий, Самохвалов Александр, Гайнутдинов Роман - призеры.
Первым пробился на чемпионат СССР 1967 года в Саратове по самбо Валентин Попов, он занял 4-ое место. Двойников не попал на первенство СССР, но уже в этом году выиграл первенство РСФСР и выполнил звание мастера спорта СССР.
В 1968 году, мы завоевали свое место в сборной команде СССР. Двойников завоевал золотую медаль, бросив в финале своего соперника чисто на 17-ой секунде, Валентин Попов завоевал серебряную медаль. Это именно то к чему я стремился.
Теперь школа Братьев Мусатовых будет неудержимо двигаться к самой главной своей цели к завоеванию медалей на Чемпионатах СССР, Европы, Мира, Олимпийских Игр.
Путь будет тернист и трагичен, в этой безумной борьбе рано погибнет мой брат.
Начался период, когда мои юноши рвались в сборные команды СССР.
Самохвалов Александр в 1969 году становится пятым на чемпионате СССР в Цахкадзоре.
Ивашкин Сергей, Ульяницкий Владлен, Геннадий Романов занимают пятые места в первенствах СССР по самбо и дзюдо в 1969, 1970 году.
В 1969 году в сборную СССР врывается еще один наш ученик Валерий Тимшин, он занимает второе место в первенстве СССР, Казань.
Продолжается победная поступь моего лучшего ученика Валерия Двойникова. В 1969 - в Цахкадзоре, в 1970 - в Челябинске он становится чемпионом СССР среди молодежи.
  Валерий Двойников и Владимир Мусатов  
Ученик и тренер
Наступает самый потрясающий момент, в 1970 году на чемпионат Европы из нашего таинственного атомного города должен выехать во Францию Валерий Двойников. Мне удалось решить этот вопрос с помощью руководства нашего Центрального совета в Москве, потребовалось личное обращение к министру Славскому. Валерий выезжает во Францию и блестяще выигрывает золотую медаль на чемпионате Европы - 70 среди молодежи.
В этом же году он входит в мужскую национальную сборную команду СССР по самбо, став призером на чемпионате СССР-70 по самбо в г.Красноармейске, это сюжет для рассказа о том, как не хотели уступать молодым талантам из провинции уже признанные мастера, используя в полной мере судейский ресурс. Именно здесь в Красноармейске ему не удалось встретиться с самым грозным его конкурентом на Олимпиаду-72 А.Новиковым, его остановили судьи во встрече с Рудманом. Мой протест фактически был удовлетворен тем, что его включили в национальную сборную команду СССР.
1971 году он успешно выступает в серии отборочных всесоюзных и международных турниров по дзюдо и входит в национальную сборную
команду по дзюдо. Двадцатилетний дзюдоист готовится к чемпионату Европы. В сборной команде СССР нет спарринг партнеров, есть конкуренты, каждый из которых стремиться попасть на чемпионат.
Никто не хочет падать на жесткое непривычное еще для самбистов татами, каждый боится получить травму. Мне всего 32 года и я тренирую Валерия, оберегая от травм.
Валерий по 200 раз с максимальным взрывом сериями бросает меня на жесткое татами. А что делать? Нужно было уберечь молодого борца от травм.
Вспоминая такие моменты я понимаю – это позволило дебютанту с хода завоевать бронзовую медаль на взрослом чемпионате Европы-71 в Швеции. Начинается главный предолимпийский сезон, который Валерий проходит блестяще. Последний международный турнир в Тбилиси, который называют малым первенством мира, в нем участвуют японцы. Валерий, победив Рудмана в схватке за выход в финал, в финале побеждает чемпиона Европы Дитмара Хетгера.
Осталось последнее усилие вместе с главным претендентом Анатолием Новиковым завоевать право на участие в Олимпиаде-72 на чемпионате Европы-72.
И именно здесь его отстраняют от участия в чемпионате Европы, нарушив честный спортивный принцип.
Его главный конкурент Анатолий Новиков завоевывает медаль и обеспечивает себе право на участие в Олимпиаде, а Колпаков, поехавший вместо Двойникова не выходит из подгруппы, проигрывает соревнования.
Двойникова включают в Олимпийскую команду, но уже вторым номером.
На Олимпийском сборе в г.Киеве со мной шесть Озерчан: Двойников, Белянкин, Махно, Сергеев, Кривенко, Тимшин. Это было признанием Озерской школы борьбы братьев Мусатовых, моей школы.
Я отвечаю за подготовку Валерия Двойникова и за резерв спарринг партнеров, в котором находился и будущий конкурент Двойникова Владимир Невзоров. Мы успешно подготовили основной состав Олимпийской сборной команды по дзюдо.
Главный тренер Андреев Владлен Михайлович, руководитель научной бригады Евгений Михайлович Чумаков, тренеры Маслов, Волощук и др.
Чемпионом в Мюнхене стал Шота Чочишвили, вторым Виталий Кузнецов, бронзу завоевали Гиви Онашвили и Толя Новиков.
Наш Кривенко постоянно работал с Кузнецовым и Гиви Онашвили, Белянкин нагружал будующего олимпийского чемпиона Шоту Чочишвили, Сергеева терзал Толя Новиков, Тимшин и Махно терзали Мельниченко и Суслина, особенно хорошо работал Тимшин и Мельниченко.
На Олимпиаду в легком весе поехал призер Мира Суслин, но нужно было брать Мельниченко, в этом весе мы медаль упустили.
Из Челябинска и области на Олимпийском сборе не было ни одного участника, однако в области об этом не вспоминают. Мы были их основными конкурентами, у них был свой лидер, господин Юсупов, который лихорадочно собирал таланты по всей стране.
Сила нашей школы в 1972 году была очень высока. В то время как я и шестеро моих учеников были на Олимпийском сборе и готовились к Олимпийским Играм в Мюнхене, мой брат со вторым эшелоном, юношами, буквально разгромил все юношеские команды нашего общества на всесоюзном первенстве ЦС.
Чемпионами Всесоюзного чемпионата ЦС стали: Александр Свистелин, Андрей Головко, Александр Комаров, Геннадий Васильев, Владимир Шмаков, а серебряные медали завоевали Л.Зимин и Игорь Райгородецкий.
Эта звездная команда затем почти всем составом участвовала в чемпионатах СССР-72 и по самбо и по дзюдо по юношам.
Позже к этой великолепной семерке подтянутся Чураков Василий, Виктор Кочерга, Вадим Аверин, Вадим Астахов, Владимир Долгих, Николай Караваев, Ниль Губайдуллин, Павел Ходырев, Евгений Гладышев и др.
Их будет около двадцати мастеров спорта которые будут доминировать семидесятые годы в нашем обществе, в области, это настоящие мастера борьбы, ученики школы братьев Мусатовых.
Спорт клуб ГРАНИТ
Но вернемся к Валерию Двойникову, после Олимпийского сбора осенью 1972 года он последний раз выступает за нашу знаменитую команду СК Гранит на чемпионате ЦС ФИС. Валерий буквально раздавил всех своих соперников, мы стали чемпионами.
В конце года он готовится уехать в Киев. Вот тут-то и подвергся наш лучший ученик тяжелейшим испытаниям. Лучшего дзюдоиста СССР, Европы дисквалифицируют и он не выступает весь 1973 год. Его реабилитируют и призывают в сборную СССР, в конце года, потому что проиграны медали на чемпионатах Европы и Мира в его весе.
В декабре 1973 года он без тщательной подготовки завоевывает бронзу на 1-ом официальном чемпионате СССР по дзюдо в Киеве, его основной соперник Владимир Невзоров в 1973 году проиграл все и Союз и Европу и Мир.
К чести харьковчанина Анатолия Новикова, его основного конкурента Двойникова в 1970-1973 годах он, став бронзовым на чемпионате МИРА-73, выиграл чемпионат СССР-73 и достойно ушел из спорта.
В 1974 году Валерий выигрывает чемпионат СССР в Риге и две медали на чемпионате Европы: серебро и золото. Чемпионат Мира среди студентов в 1974 году показал всему миру чего стоит его Ленинградская мельница, которую я взял у моего друга, великого Ленинградского мастера, четырехкратного призера Спартакиад народов СССР по вольной борьбе Юрия Тинькова.
В финале Валерий бросил чисто, японского дзюдоиста Готонду применив мельницу, судьи не дали иппон и схватка продолжилась. Японец ушел в самую низкую стойку и упорно защищался и, тем не менее, Валерий вновь вытащил Готонду на плечи и бросил чисто на татами.
Весь дзюдоистский мир признал Мельницу Двойникова самой эффективной в мире, а тонкости, тайные пружины этого приема разрабатывал я и мои последователи на основе вариантов моих тренеров Тинькова, Замятина, Иваницкого, учеников великой Ленинградской школы вольной борьбы.
Итак 1974 году на чемпионата СССР в Риге наш "Ахиллес" победил в в финале Аристотеля Спирова.
В 1975 год Валерий встретил в ранге лидера в весе 70 кг. Это был год противостояния Двойникова с учеником Майкопской школы Коблева - Владимиром Невзоровым.
Это противостояние выиграл Невзоров, ему сопутствовала удача во всех финалах: СССР, Европы, Мира и главной причиной была тому тяжелая травма Двойникова, отрыв сухожилия трехглавой мышцы.
Это не умаляет заслуги Владимира, не был бы тренером Двойникова, если бы не считал своего ученика "Ахиллесом".
Не смотря на травму, он с Владимиром Невзоровым во всех трех решающих соревнованиях в финале, он второй.
Профессор Миронова оперирует Валерия. Впереди Олимпийские Игры 76-го года. Монреаль. Другого шанса может не быть.
Валерий еще раз уступает Владимиру Невзорову на чемпионате СССР. А вот на чемпионате Европы завоевывает сразу две медали, побеждает всех сильнейших дзюдоистов Европы дважды.
  Невзоров Двойников  
Невзоров - Двойников
Невзоров застолбил свое место в весе 70 кг. еще в 1975 году, он чемпион мира, это многое значит.
Валерий бросает вызов соперникам в весе 80 кг., т.е. на 10 кг. выше и побеждает своих конкурентов. Его выставляют защищать честь страны в весе 80 кг.
Можно только сожалеть, что его финал был последним в споре с японцами, наша команда готова сбросить японцев с пьедестала непобедимой команды мира в дзюдо.
  Валерий Двойников  
Двойников В.В.
Если Двойников победит мы первые, если проиграет мы вторые. Японцы сделали все, чтобы победил Сонода, финал судили японец бразильского местожительства, корейский судья и судья из Европы.
Зафиксирована ничья, звучит сигнал арбитра Хантей, двое азиатов бросают руку в сторону Соноды, европейский судья в сторону Двойникова.
Специалисты отдают победу Двойникову, я в том числе, зрители, спортмены тоже на стороне нашего "Ахиллеса".
У Японии 3 золотых, 1 серебряная, 1 бронзовая, у СССР 2 золотых, 2 серебряных, 1 бронзовая, а могло и должно было быть наоборот.
До сего дня Валерий с грустью частенько рассматривает свою серебряную медаль, она должна была быть золотой, он в этом уверен.
Совсем недавно мы разговаривали с ним по телефону, он живет и работает в Бельгии. Владеет тремя языками, тренер международного класса. Он работал тренером на Украине, в Алжире, в Португалии, Франции, Бельгии.
Подготовил Чемпиона Европы, двух Чемпионов Мира, двух призеров Мира. Так что, не смотря на огромные препятствия, Валерий сумел реализовать свой огромный потенциал и как спортсмен и как тренер.
А теперь вернемся к нашей двадцатке мастеров спорта 70 годов.
Комаров Александр, Мастер Спорта международного класса, это он установил уникальный рекорд на чемпионате СССР в Баку в 1977 году. Он победил пятерых соперников удушающими приемами, это рекорд достойный книги рекордов Гиннеса. Он призер чемпионата СССР. Член сборной команды СССР 1977-1979 годов. В настоящее время живет в Санкт-Петербурге, судья Олимпийской категории.
Василий Чураков - мастер спота. Чемпион СССР среди молодежи 1977 года, победил четверых соперников удушающими приемами, в финале бросил на вазари эксчемпиона Европы ученика Майкопской школы Коблева Стрижа. Он член сборной команды СССР 1977-1979 годы. Кандидат на участие в Олимпийских Играх-80. Сошел с Олимпийской дистанции в связи с травмой головы на производстве.
Зимин Леонид - мастер спорта СССР, восьмикратный участник первенств и чемпионатов СССР.
Головко Андрей МС СССР, 5-ое место в первенстве СССР-72, все считают, что он бронзовый.
Кочерга Виктор - дважды мастер спорта СССР, 5-ое место на Кубке СССР-75 по самбо, 5-ое место на Кубке СССР-78 по дзюдо.
Шмаков Владимир, Гасюк Евгений, 5-е место на Кубке СССР-78 по дзюдо.
Свистелин Александр - мастер спорта СССР, 5-е место в чемпионате СССР 74 г., успешный бизнесмен.
Серебряные призеры СССР по самбо мастера спорта СССР Вадим Аверин, Владимир Долгих, Павел Ходырев, выступают в конце 70-х и начале 80-х годов, когда заболевает мой соратник, брат Николай.
В 1981 годы я готовлю сборную команду нашего всесоюзного общества к Чемпионату СССР по дзюдо среди молодежи, мы выигрываем две золотые медали, из семи, такого успеха достигла сборная нашего общества дважды в 1969 и в 1981 году, оба раза я готовил и представлял команды общества Минатома на чемпионатах СССР.
Следует отметить успешное выступление на чемпионате СССР моих с Колей учеников, мастера спорта СССР призера РСФСР Тимченко Сергея 7-ое место и мастера спорта Владимира Долгих 5-6 место. Коля уже серьезно болен.
В 1981 году совместно с чемпионом мира Федоровым я готовлю сборную команду России к Спартакиаде СССР старших школьников по самбо, чемпионом в команде, третьим в личных соревнованиях становится Евгений Гладышев.
Восьмидесятые годы мы начали во всеоружии. Олег Низовцев побеждает в Ленинграде сразу в двух категориях и на 7 побед удушающими приемами затрачивает всего 6 минут – это абсолютный рекорд в эффективности выполнения удушающих приемов. Об это моя глава "Эксперимент" в книге "Всплески ярости".
На арену выходит плеяда новых учеников.
О большинстве моих мастеров, в том числе о брате Николае, моя книга "Всплески ярости".
 
ВЫСТУПЛЕНИЕ ПО ТЕЛЕВИДЕНИЮ
Заслуженного тренера РСФСР, дважды мастера спорта СССР
Мусатова Владимира Сергеевича.
Танцевальная деятельность
 
школа бального танца
Мусатов Владимир Сергеевич совместно с женой Мусатовой Галиной Борисовной являются основателями Озерской школы современного бального танца.
В общеобразовательной школе Владимир наряду с занятиями спортом занимался народными танцами и участвовал в самодеятельных концертах, школьных Олимпиадах.
Впервые познакомился с искусством международного бального танца в 1957 году, на международном конкурсе, состоявшемся в рамках VII Всемирного Фестиваля Молодежи и
Студентов в Москве. В организации конкурса непосредственное участие принимал его будущий учитель танцев Бельский Дмитрий Михайлович.
В конкурсе участвовали две пары из Ленинграда, Юрий Зверев с Элеонорой Бочковой и Дмитрий Ярошевский с Заремой Блюдиной (журнал Танец №8 1999 года).
Осень 1958 года поступил в школу бальных танцев балетмейстера Бельского при ГК ВЛКСМ г.Ленинграда. Владимир Сергеевич рассказывает: «Почему я так близко соприкоснулся с Бельским Д.М. это очень любопытно. Когда я ушел в годичный отпуск осенью 1958 года, именно в этот момент меня назначают командиром народной дружины в институте. Рядом с Мариинским театром во Дворце культуры им. Первой пятилетки ежедневно проходили танцевальные вечера. Передо мной поставили задачу, дежурить с дружинниками в танцевальном зале на вечерах и решать важную государственную задачу: в зале молодежь должна танцевать танцы в соответствии с программой, которую объявлял опытный танцмейстер, не должно быть стиляг танцующих «ужасный разлагающий молодежь рок-н-ролл».
Я блестяще справился с поставленной задачей, прежде всего, классно научился танцевать рок-н-ролл. Для всех продвинутых ребят, желающих танцевать рок, была использована сообщающаяся с танцзалом комната, мы ее называли предбанник, вот здесь то мы и танцевали свой продвинутый рок.
Но самое главное, в танцевальном зале Дворца Культуры я встретил балетмейстера Дмитрия Михайловича Бельского, он работал распорядителем танцевальных вечеров. Вечера он проводил изумительно, во время перерывов между танцевальными отделениями он часто проводил показательные выступления по Международным бальным танцам.
Выступали его ученики, и здесь я вновь мог видеть потрясающие танцы международной программы аргентинское танго, квикстеп, медленный фокстрот, медленный вальс, венский вальс. В начале 1959 года еще не танцевали в конкурсах латиноамериканскую программу, танцы: самбу, румбу, ча-ча-ча, джайв, пасодобль, но раз увидев танго в исполнении пары Владимира Павлова, я влюбился в это искусство раз и навсегда.
На вечерах я был первым помощником Бельского по части дисциплины и выполнял любое его требование.
  Супруги Мусатовы  
Владимир и Галина Мусатовы
Танцевали все подряд мазурку, венгерский бальный, польку, но, когда великолепный джазовый оркестр Вайнштейна играл быстрый фокстрот или танго я хватал свою партнершу и пытался копировать танцы его учеников. И однажды Дмитрий Михайлович, понаблюдав, как я пытаюсь танцевать танго, остановил нас.
- Володя хватит мучить бедную девчонку, ты же ее задушишь, завтра приходи в мраморный зал в Кировском дворце ко мне в школу. Так начались мои занятия в школе Бельского.
Ленинград в конце 50-х годов опережал Москву по развитию стандартной программы танцев. Я лично участвовал в городском конкурсе уже осенью 1958 года, на этом конкурсе в показательных выступлениях танцевала лучшая Ленинградская пара, чемпионы Ленинграда Зверев и Бочкова, сильнейшая пара Бельского В.Павлов с Левицкой и приглашенная шикарная пара из Финляндии.
Именно Ленинградские балетмейстеры всколыхнули волну увлечения международным бальным танцем в России. Бельский Д.М., Снежина М.В., Диметман И.М. Кошкин Н.И., В.Б.Хавский, В.Г.Новиков и другие, эти балетмейстеры проводили конкурсы в Ленинграде и выезжали в Москву для Организации конкурсов в столице. В прибалтийских республиках также, как и в Ленинграде активно шло развитие стандартной, международной программы танцев.
Я оказался свидетелем печального разгрома Ленинградских балетмейстеров.
"КОШКИН ДОМ" - так называлась несправедливая критическая статья в журнале Крокодил.
Московская комиссия подвергла ужасной критике танцевальные вечера, где работали Бельский, Хавский, Кошкин и Маст, лично я абсолютно не понимал, как могли люди опорочить столь прекрасные вечера, проводимые строго по программе такими прекрасными танцмейстерами.
Использованы самые негативные фразы в отношении атмосферы, царящей в танцевальных залах. Никогда не забуду, как я и Павлов Володя мотались по редакциям Ленинградских газет и журналов и пытались спасти репутацию конкретно нашего балетмейстера Бельского Дмитрия Михайловича.
Никто не хотел нас слушать, хотя многие понимали, что это просто ловко спланированная акция по разгрому Ленинградских танцевальных школ, которые посмели нести в массы молодежи «буржуазную культуру», проводя самые настоящие балы, где молодежь танцевала и вальс, и мазурку и танец конькобежцев, и вальс гавот и венгерский бальный, и фокстрот и танго, три отделения с объявлением каждого танца.
Школу Бельского закрыли, балетмейстеров ошельмовали, мы продолжили занятия в ДК им. Цурюпы, с нами Бельский занимался бесплатно, но мы ему помогали вести платные занятия в студии взрослых мужчин и женщин, их было очень много. Популярность бальных танцев была очень высока, особенно новой стандартной программы.
Опытные танцоры, ученики Бельского: Павлов, В.Мальков, Генкин, Юдин и другие начинают организовывать свои студии по предприятиям, школам, Вузам и вести платные занятия. Мальков, например создал мощную школу стандартного танца в Академгородке грода Новосибирска.
 
Из книги Владимира Мусатова:
 
АЛЕКС МУР
Английский педагог, преподаватель танцев, создатель Всемирной стандартной программы бального танца посетил в 1957 году Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве. Балетмейстер из Ленинграда Дмитрий Михайлович Бельский участвовал в проведении показательных выступлений английских студентов с программой стандартного, бального танца. Алекс Мур в знак признательности и дружбы подарил Бельскому свое издание по стандартному танцу и описание 36-ти популярных вариаций по европейским танцам. В Ленинграде в школе Бельского издания переведены на русский язык. Одаренные талантом, балетмейстеры, познакомившись, с книгой Алекса Мура, наполнили уже известные танцы: венский вальс, танго, медленный вальс, быстрый фокстрот, медленный фокстрот стандартными фигурами и требованиями к технике исполнения. Используя, как пример, классические вариации, стали обогащать композиции талантливыми изобретениями, и стандартный танец, как, бесконечно развивающийся, творческий процесс, зашагал по нашей стране. Зашагал хромая, падая, снова поднимаясь, но упорно и настойчиво, усилиями одержимых учеников и последователей Алекса Мура, пробивал себе дорогу в борьбе с коммунистической идеологией, отрицавшей, бальный танец, как буржуазное искусство.
 
БЕЛЬСКИЙ
Посмотрев впервые аргентинское танго, фокстрот, медленный вальс, я был сражен красотой танцев европейской программы. В танцзале, где я бывал почти каждый день, партнерш было предостаточно и я начал копировать то, что видел на показах.
Увидав, как я ношусь по залу, и буквально на руках, таскаю за собой партнершу, ко мне подошел танцевальный руководитель, Бельский: «Володя, хватить таскать бедную девчонку на руках, вы же ее задушите, приходите завтра ко мне на занятия в мраморный зал в 19 часов».
Я пришел раньше, собирались ученики Бельского. Тонкие, стройные фигуры, я впервые застеснялся своей мощной шеи. Они весело болтали, иногда посматривали в мою сторону, видимо, таких экземпляров у них еще не было.
Появился Бельский, быстрый, темпераментный, попросил построиться, поклонился и скомандовал: «По линии танца шагом квикстепа, держать корпус, ступни мягкие, руки к груди, лопатки друг к другу, колени смягчить, плыть, плыть, плыть по воздуху». Я понесся вместе со всеми. Видимо, специально для меня, он остановил всех и детально показал технику шага, и мы снова понеслись по кругу. Потом пошли фигуры четвертной поворот, променад, спин-поворот и др. и все я с хода старался сделать, пытаясь копировать Павлова.
В перерыве к Бельскому подскочил тоненький Юдин и зашептал: «А этот боксер по вашей протекции?». Бельский на него шикнул, подошел ко мне и предложил снять пиджак, который изрядно промок от пота, посоветовал приходить в футболке и не больно стесняться питерской интеллигенции.
- Ты их достанешь очень быстро, это я тебе обещаю, если будешь шагать в день километров по 10 шагом фокстрота», - сказал и дал команду встать в пары. Все быстро встали в позицию. Одна, не самая изящная девушка в очках, осталась без партнера, я пригласил ее, Бельский быстро подошел к нам, и улыбаясь, проговорил: «Молодец, спортсмен, у нее самый длинный и мягкий шаг во всем Питере, она тебя вышколит, дерзай».
Мы стали работать индивидуально. Он темпераментно носился по залу, то к одной, то к другой паре, то расправляет плечи и поглаживает по спине партнершу, то хлестнет партнера между лопаток, а то вдруг, встанет на колено и руками поправляет ступню танцовщице. Видимо ему стало жарко, он сбросил пиджак и совершенно не стеснялся того, как он выглядел, на нем была футболка, белоснежная манишка и модный галстук.
После занятия самый лучший ученик Бельского Павлов дал мне схемы фигур и я начал овладевать этим искусством. В общежитии меня увидели в новом качестве. Каждый день я ходил по нашим длинным коридорам шагом фокстрота, танго и медленного вальса. На улице появился сумасшедший тип, который ходил только танцевальными шагами. Иногда он подходил к стене дома, вставал к ней плотно спиной и проверял свою осанку. Во время перерывов на танцах в малом зале этот человек отрабатывал фигуры на паркете. Это был я, которого международный, бальный танец поразил в самое сердце.
Позже Я, Павлов, Генкин, Юдин, Мальков и многие другие увлеченные Бельским в мир бального танца пробивались через частокол запретов и двигали в жизнь международную программу бального танца».
 
  Володя Мусатов  
Володя Мусатов
Далее Владимир Сергеевич снова рассказывает: «Приехав в Озерск, мы с Галиной встретились с трудностями, она не могла найти себе работу. Обратились к председателю заводского комитета химкомбината Маяк Ермолаеву. Ермолаев Н.Я., узнав, что мы танцуем международные бальные танцы, направил нас к директору ДК Маяк Викторову с рекомендацией устроить Галину Мусатову руководителем бальных танцев. Мудрый и проницательный был человек! У Галины не было танцевального образования, она его получила позже, танцевала и училась заочно в Москве. Я работал в горспортсовете тренером по борьбе, и активно помогал Галине работать в ДК Маяк, на общественных началах, это в наше время считалось совершенно естественным и необходимым.
Осенью 1961 года, находясь на спортивных сборах вместе с Галиной, встретились в Ленинграде с Володей Павловым, который уже освоил и преподавал латино-американскую программу. Он одним из первых, начал со своими учениками танцевать латино-американскую программу, переводил вариации, печатавшиеся в иностранных журналах, выезжал в Москву, давал уроки. Мы тренировались под его руководством 3 недели, жили в прекрасной гостинице «Астория», где я ночи на пролет переписывал данную мне Володей книгу Алекса Мура.
400 страниц было переписано мною от руки, и эта рукопись стала для меня самой ценной книгой в моей жизни. Уже выброшено многое, что я писал в своей жизни, но эту рукопись я храню, как напоминание о самом интересном увлечении в своей жизни.
3 недели продолжались Всесоюзные сборы тренеров по вольной борьбе, днем я посещал спортивные занятия, вечером мы тренировались у Павлова, а ночью я писал, писал и писал. На бумагу четко и красиво ложились священные частицы, его величество стандарта, схемы, музыкальный размер, ритм, эти простые и загадочные буквы ММББ, МББМ, и т.д.
Я вернулся домой с пониманием того, как правильно ставить фигуры стандарта нашим ученикам. Имея 36 стандартных вариаций по Европейской программе, я мог ставить логические цепочки, конкурсные композиции любого класса. В латиноамериканской программе мы имели пока еще только набор стандартных фигур и не сложных вариаций, но главное была начальная основа, школа стандартизированного исполнения фигур.
За восемь лет работы в школах, пионерских лагерях, трудовых лагерях по физкультуре и танцам мы с Галиной просмотрели огромное количество детей, многие занимались одновременно и борьбой и танцами.
Были организованы показательные выступления по Озерскому телевидению, уроки по изучению бальных танцев. Галина кстати некоторое время работала диктором Озерского телевидения. Городское телевидение функционировало ежедневно, это позволяло вести широкую пропаганду современных бальных танцев. Танцы пропагандировались везде и всюду, в школах активно работали родительские комитеты и приглашали нас на платной основе обучать детей этому красивому искусству.
Мы танцевали не только танцы международной программы, но и все те танцы, которые создавали наши Российские хореографы. Этих танцев было великое множество и их простота и доступность увлекала детей, можно было делать разнообразные программы выступлений на праздниках, танцевальных вечерах, проводить конкурсы между детьми. Достаточно назвать такие танцы как уральская сударушка, русский лирический, фигурный вальс, хал-гали, хоппель-поппель, террикон, летка-енка, медисон, сиртаки, вару вару, рилио, чтобы понять, что предлагая детям постоянно что-то новое, мы поддерживали их интерес на высоком уровне.
Те, кто постарше, хотели танцевать рок-н-ролл, джайв, чарльстон, твист, шейк, и хотя в стране критиковали эти танцы и все, что шло с запада, нам удавалось строить на основе этих танцев увлекательные композиции.
Из многочисленного количества учеников постепенно выросла замечательная плеяда молодых людей, способных танцевать все, что только возможно. В 1969 году в декабре этот коллектив талантливых молодых людей получил название ансамбль «Золушка». Кстати в декабре 1969 года был проведен первый официальный областной конкурс стандартных бальных танцев, на котором мы с Галиной стали лауреатами. В газете Челябинский рабочий была опубликована статья о лауреатах.
После конкурса выступали в Риге на конкурсе у Стружанова по стандартной программе. Вторично стали лауреатами областного конкурса в 1970 году тоже в декабре. Помню, что был двадцатипятиградусный мороз. Танцевали по классу С, конкурентов у нас практически не было, но по классу D уже танцевали многие пары и танцевали очень хорошо.
Обстановка с развитием международной программы танца была сложная, мы развивали это направление, однако конкурсы проводились с большой осторожностью, обязательным было включение в программы конкурсов советских танцев.
1974 году был проведен серьезный областной конкурс, в котором была представлена и советская программа и международная. Мы приняли участие почти всеми парами ансамбля, прошли психологическую обкатку, чтобы в 1975 году быть готовыми к 5-му Всероссийскому конкурсу, который намечалось провести в г. Челябинске.
Готовились к конкурсу, используя методику подготовки к спортивным соревнованиям, учитывалось все в комплексе, физическую подготовку, техническую, психологическую, артистичность, современность дизайна костюмов, соответствие программы вкусам молодого поколения.
Молодежь хотела танцевать самые модные в то время танцы, а это были танцы латино-американской программы, самба, румба, ча-ча-ча, джайв. Мы сделали ставку именно на эту программу, можно сказать рискнули. Конкурс курировал прогрессивный представитель министерства культуры СССР Мальцев, который поддерживал развитие международного бального танца. В Челябинске сформировался прогрессивный преподавательский состав кафедры хореографии в институте Культуры и нам повезло. Риск оправдал себя.
В начале 1975 года мы стали лауреатами 5-го Всероссийского конкурса в городе Челябинске. Ансамбль "Золушка", покорил всех зажигательной латино-американской программой, и смелым дизайном костюмов по тем временам. Мы завоевали право участвовать в грандиозном концерте лауреатов России в Москве».
 
Выдержка из интервью Владимира Сергеевича:
 
5-й Всероссийский конкурс бальных танцев
«В 1975 году наш ансамбль "Золушка" стал лауреатом 5-го Всероссийского конкурса бальных танцев. Руководитель ансамбля - Мусатова Галина, танцующий тренер - Мусатов Владимир. Ансамбль "Золушка" выступил в заключительном концерте лауреатов РСФСР, в концертном зале "Россия" в г.Москве, на Центральном телевидении, затем представлял Россию на 2-м Всесоюзном конкурсе бальных танцев в г.Киеве. Танцевальному коллективу Золушка было присвоено звание Народного коллектива бальных танцев.
  5-й Всероссийский конкурс бальных танцев  
5-й Всероссийский конкурс бальных танцев
Звездный состав коллектива: Мусатов Владимир, Лыков Сергей, Печенкин Игорь, Сметанин Борис, Салимов Евгений, Мальцев Владимир, Рахимов, Онищенко Дмитрий, Владимир Левченко, Сергей Злобин, Варфоломеева Лариса, Ирина Бузулукова, Наталья Онищенко, Дорохина Лариса, Наталья Лазарева, Татьяна Фирсова, Татьяна Чебурина, Марина Коврижных.
 
У кого вы учились еще кроме Бельского и Павлова?
- У эстонского мастера международного класса Ааре Орба, моих кумиров Людмилы и Станислава Поповых, его учеников: Владимира Андрюкина, Игоря Кондрашова, мы брали у них платные мастер-классы. Я часто выезжал на спортивные соревнования и сборы в Москву, Таллинн, Ленинград, со мной выезжала Галина, в свободное время мы танцевали, снимали на кинопленку мастеров международного класса. Не раз я специально летал на конкурсы, «Рижскую осень», «Янтарную пару», где выступал Станислав Попов, был на его занятиях во Дворце Горького в Москве, на конкурсе у его учеников в знаменитой общеобразовательной школе Чеботаревых.
 
Лучшие танцоры вашего ансамбля?
- У нас все были лучшие, но вот интуитивно я знал уже в 1975 году, что Лариса Варфоломеева станет мастером международного класса.
Я следил за ее успехами в Киеве и Ленинграде. В 1981 году она помогала мне работать с моим новым ансамблем в танцзале кинотеатра "Октябрь".
 
Вы брали уроки у своей ученицы?
- Учитель часто становиться учеником своего выдающегося воспитанника. Лариса была в эпицентре развития бального танца. В начале 80 годов она вернулась в Озерск, вместе с мужем.
 
Вот так замечательно выглядели участницы Озёрского коллектива бальных танцев под руководством Галины и Владимира Мусатовых.
 
  Наталья Онищенко  
На снимке - Наташа Онищенко, школа 24
 
Мастера международного класса, супруги Романенко возглавили ансамбль "Золушка", когда Мусатова Галина уехала в Челябинск.
 
Вы участвовали в грандиозном концерте в Москве?
- Да, в концертном зале Россия. Лучшие ансамбли России, лауреаты зональных конкурсов дали концерт в лучшем концертном зале Москвы. Я принимал непосредственное участие в исполнении латино-американской программы.
Самый интересный момент произошел во втором отделении, когда огромный зрительский зал превратился в огромный танцевальный паркет. Все ансамбли участвовали в грандиозной дискотеке со зрителями. Форум снимали на телевидение, поэтому все ансамбли пытались попасть в телекамеру, и сместились к сцене, в центре освободилось большое пространство. Мы захватили это пространство и танцевали нашу латино-американскую программу, не обращая внимания на телекамеры. На балконе в ложе находился представитель министерства культуры РСФСР Кудряков. Он пригласил нашего руководителя, Мусатову Галину Борисовну и предложил нашему ансамблю выступить по Центральному телевидению.
Это был интересный эпизод в нашей жизни. Московский балетмейстер, которому поручили с нами поработать, узнав, что мы из города, которого нет на карте, вдруг заявил.
- А, вы оттуда, где медведи бродят, не желаю работать с этим провинциальным ансамблем, неужели не нашлось ансамбля в Москве, ну хотя бы в Питере?
Я весело подмигнул Сергею Лыкову, и мы, крепко обняв балетмейстера с двух сторон под плечи, повели его вниз по лестнице.
- Это вы меня куда? - испуганно прошептал маэстро.
- Ну, конечно же, в шикарный Останкинский буфет, там вас ждет шампанское, икра и шоколад.
- О, это другое дело, а вы я вижу борец, хватка у вас больно жесткая. Где освоили латину?
- В Питере, дорогой маэстро, в Питере и жена у меня оттуда, руководитель ансамбля, красивейшая женщина, сейчас подъедет из министерства культуры. Отличный руководитель!
- Вот, вот и я говорю, отличный у вас ансамбль!
- Ну, конечно, дорогой маэстро, чем мы хуже москвичей! Мы же все-таки лауреаты!
- Да, и как это вы прорвались?
- Увидите нашу программу, дорогой маэстро, сразу поймете.
 
Какой резонанс был в городе?
- Скажу без преувеличения, мы не подвели наш Озерск. Вначале Озерчане услышали интервью нащего руководителя Галины Мусатовой с корреспондентом радиостанции Маяк, на следующий день появились снимки в Комсомольской правде, про ансамбль "Золушка", который выступает на сценах Московских предприятий. Затем концерт в огромном концертном зале Россия, нас не могли не заметить. Ну а сольное выступление по телевидению в Останкино поставило жирную точку на всю страну и мы, единственный ансамбль в России получили путевку на 2-й Всесоюзный конкурс в г.Киев. Все это происходило в мае месяце.
 
И что же, вы поехали в Киев?
Вначале Российский отдел культуры при министерстве провел сборы на Олимпийской базе в городе Подольске, где нас готовили к показательным выступлениям на 2-м Всесоюзном конкурсе. Сразу 18 человек из Озерска готовились, чтобы представить танцы России.
В Киеве было очень много интересного. Очень забавно было смотреть на Сережу Кевефтегина, настоящего аборигена Корякского национального округа, который представлял танцы своего народа с миловидной партнершей, танцуя танец собственного сочинения «Вывенку». Он походил на матерого хищника и парил над своей милой партнершей, словно хотел ее схватить и унести в небо.
Политики требовали показать миру танцы народов Советского Союза, мы, к примеру, должны были показать танец педагога из Ингушетии «Тройку», имеется в виду, гоголевскую птицу-тройку. Мы лихо носились по паркету и танцевали русскую тройку с кавказским акцентом. Получили диплом 2-го Всесоюзного конкурса бальных танцев.
В Киеве с показательной программой танцевали лучшие пары СССР Лауреаты 1-го Всесоюзного конкурса бальных танцев.
Великолепно танцевали пары международного класса из Прибалтики, Чесловас и Юрате Норвайши из Риги, супруги Камайтис из Каунаса, супруги Симоновы и супруги Давидовские из Ленинграда.
Показывали свое искусство пары из Европы: чехи, поляки, немцы и румыны. Мне очень понравилась пара из Чехословакии супруги Новачек. Его танец «Формулу» мы с удовольствием танцевали впоследствии на вечерах.
Конкурс проводился между сильнейшими парами Советского Союза. Лауреатами стали 10 пар. Лучшими из лауреатов, были признаны наши кумиры и учителя Станислав и Людмила Поповы из Москвы.
В Киеве я встретился с моим первым учителем Д.М.Бельским, он участвовал в работе жюри. Интересный нюанс произошел в кафе, когда мы вспоминали былые годы, проведенные вместе в Ленинграде. Постаревший балетмейстер вдруг, положил голову на плечо моей супруге и грустно проговорил: «Ребята заберите меня в ваш таинственный город, а то мне в Ленинграде больно одиноко, я уже там никому не нужен»! Для меня это было потрясающим открытием. Он один из первых, кто начал работать по стандартной программе Алекса МУРА. И вдруг замечательный учитель, тонкий знаток техники международного танца, стал никому не нужен. Такова дикая проза жизни в огромном Российском государстве.
 
Как ансамбль "Золушка" выступал далее?
В 1977 году мы блестяще выиграли областной конкурс ансамблей, визитной карточкой нашего ансамбля был танец «Карате».
 
В чем основная причина успеха ансамбля?
У ансамбля был талантливый руководитель Мусатова Галина Борисовна, которая умело отстаивала свой ансамбль в самых высоких инстанциях. Тренер, Мусатов Владимир, прошедший школу талантливого балетмейстера Бельского. Сильный соратник в лице нашего друга, челябинского балетмейстера Плотвинова Вячеслава. Руководство ДК Маяк, Завкома Комбината создали условия для нашего коллектива почти идеальные. И это на фоне не простого отношения к бальному танцу в стране в целом.
Тренировались ежедневно иногда до двенадцати часов ночи, доводили программу до автоматизма, как в спорте. И еще психологическая подготовка была на высшем уровне.
 
Значит у вас все сложилось идеально?
К сожалению нет, очевидно идеально в жизни не бывает. В 1980 году я теряю связь с ансамблем и с ДК "Маяк". Создаю свой ансамбль, тренируюсь и работаю в прекрасном танцевальном зале кинотеатра Октябрь. Студия танцевальной аэробики, которую я создал, была сравнима только с нашей школой дзюдо, в студии иногда было более 100 человек разного возраста, я ежедневно танцевал на диске по несколько часов.
В 1993 году закрыли нашу знаменитую ДЮСШ СК "ГРАНИТ", началась перестройка, многое разрушалось в те годы, я ушел в сферу бизнеса и прекратил свою деятельность в танцах.
В 1994 году меня пригласили на 25 летний юбилей Золушки, но уже в ДК Строитель. В честь двадцатипятилетия ансамбля был устроен грандиозный концерт. Из Москвы прибыл Станислав Попов и его великолепная четверка танцоров, которые показали великолепную композицию. Новые руководители Золушки супруги Гвоздевы, мои коллеги по танцевальному паркету, подготовили отличную программу. Выступал ансамбль Золушка и ученики Гвоздевых из Челябинска.
Я встретился с большей частью нашего звездного лауреатского состава.
Бурные годы в бизнесе пролетели так стремительно, что мне даже не вериться, что прекрасной "Золушке" уже сорок лет, фантастика».
 
 
 
 
  Главная   Мусатов Владимир   Мусатов Николай   Двойников Валерий   Фотогалерея   Заслуженные ученики и «наследники» школы Мусатовых   Публикации о Мусатовых,
их школе и учениках
  Субъективно
о Мусатовых
 
Вступительная статья
о братьях Мусатовых
Новости сайта
 
Биография
Выступление по телевидению
Танцевальная деятельность
 
Биография
Спортивные результаты
 
Достижения
Серебро с золотым отливом
     
В.Двойников
А.Перевозников
М.Бибарцев
 
Статьи о Николае Мусатове
Статьи Владимира Мусатова
Статьи о В. Двойникове
Мусатовы, их школа и ученики в Интернете
   
При использовании материалов сайта, гиперссылка на наш сайт обязательна!
 
 
Design studio - ZigSite
Сайт полностью некоммерческий, создан на личные средства его организаторов.
Все материалы получены из открытых источников либо из личных архивов авторов.
Все права и товарные знаки являются собственностью их правообладателей.